Плаксина Н. Е., заместитель директора Национальной галереи Республики Коми
Наивное искусство – это, прежде всего, сознание, особый взгляд на мир. Его мировоззренческой основой служит ощущение гармоничности, целостности восприятия мира и бытия, слитности с мирозданием, осознание значимости собственного «я», в какой-то степени, ощущение собственной миссии на земле. Поэтому так важно знать наивного художника «в лицо», знать его биографию, его жизненный путь, чтобы понимать особенности его мышления и истоки его творческого своеобразия.
Надежда Егоровна родилась в 1935 г. в деревне Изваиль Ухтинского района Коми АССР в большой крестьянской семье Уляшовых. Рисовать любила со школы, однако о художественном образовании даже не было мысли – надо было зарабатывать, помогать большой семье. Окончив среднюю школу в поселке Вой-Вож Сосногорского района, сразу начала работать – сначала счетным работником на машинно-счетной станции Вой-Вожа, затем в Изваиле заведующим клубом. Чтобы заработать квартиру с 1981 г. и до самой пенсии 10 лет проработала на Дежневском заводе строительных материалов оператором пульта управления по производству кирпича. Однако всегда и везде находила время для творчества, красочно оформляла стенгазеты и фотоальбомы.
Мечту о художественном образовании Надежда Егоровна осуществила только в 40 с небольшим лет, в 1982 г. окончив с отличием факультет изобразительного искусства Заочного Народного университета искусств им. Н.К. Крупской (ЗНУИ) в Москве. Полученные во время учебы навыки работы в технике масляной живописи позволили реализоваться природному дарованию Надежды Егоровны в таком сложном жанре как сюжетная картина, ощущать себя сложившимся художником, знакомым с секретами профессионального мастерства. Н.Е. Воробьева – интуитивный колорист, тонко чувствующий нюансы и гармонию цвета, что признают даже профессионалы. В ее картинах, написанных в стенах маленькой ухтинской квартиры, есть пленэрное начало, световоздушные вибрации. Однако самое главное, что дала Надежде Егоровне учеба – это возможность достоверно и реалистично изображать все то, что она считает важным отразить в своих картинах, поскольку основная миссия ее искусства – визуализация Памяти как способ ее сохранения и передачи будущим поколениям.
Сюжетная картина маслом – именно тот формат, который позволяет Надежде Егоровне передать свои размышления о вещи, человеке, мире, отразить наиболее важные моменты в потоке жизни. За свою долгую и плодотворную творческую жизнь Надежда Егоровна написала сотни картин на очень разные темы. Однако едва ли не самая интересная часть ее творчества – та, что посвящена истории малой родины – деревни Изваиль, где родилась и выросла художница. Надежду Егоровну по праву можно назвать художественным летописцем, «хронографом» Изваиля. Она досконально изучила историю Изваиля, знает всех его жителей со времени основания деревни в 1840-х гг. С дотошностью топографа Н.Е. Воробьева фиксирует все улицы и тропинки, дома и амбары Изваиля, многие из которых уже исчезли с лица земли. Виды деревни развернуты на зрителя, высокая линия горизонта вмещает все, что помнится с детства. Улицы продолжаются из одного холста в другой, складываясь в панорамы села. Несмотря на стремление к документальной достоверности, воплощенный художницей мир деревни абсолютно идеален, в нем нет примет разрушительного воздействия времени. Большие добротные, выписанные до бревнышка, избы, ровные, без изъянов, изгороди. Во всем добротность, основательность, порядок и чистота. Так воплощается в творчестве художницы один из основных культурных архетипов наивного искусства – архетип «золотого века», «утраченного рая».
Каждая картина Н.Е. Воробьевой – это целая история, живо и в деталях рассказанная художницей. Часто только художественных средств не достаточно, и тогда на помощь приходит слово: изображения сопровождаются авторским пояснением – либо в самой картине, либо на ее обороте. Функция слова – объяснить, «договорить», донести до зрителя то, что не может запечатлеть кисть. В картинах Надежды Воробьевой запечатлены события как из далекого, так и совсем недавнего прошлого Изваиля и Ухтинского района. Целый цикл произведений посвящен изваильским партизанам, история которых стала близкой благодаря дневнику отца – свидетеля тех страшных событий. Многие картины посвящены семье и роду Уляшовых. Детально, начиная с самого рождения, реконструирована личная история, в которой нашли воплощение наиболее яркие впечатления жизненного пути – тяжелое военное детство, радостная весть о Победе и скорая смерть отца, послевоенная юность, любовь, женская судьба, трудовые будни, выход на пенсию, радость Творчества. Присутствие самого автора в картине узнается по красному цвету в одежде – крошечный младенец в красной рубашонке во дворе большого дома, девочка в красном платьице, бегущая навстречу отцу с радостной вестью о Победе, красивая женщина в красной шали на плечах.
Надежда Егоровна Воробьева – энергичный и деятельный человек, активно участвующий в общественной и культурной жизни Ухты. Она занимается краеведческими исследованиями, участвует в ветеранском движении, в художественной самодеятельности, поет в ансамбле «Визув Ю», выезжает вместе с ансамблем на гастроли по деревням и городам республики. Ее стенные росписи украшают многие общественные интерьеры Ухты – Центра коми культуры, детских садов и школ, комнаты отдыха в цехе № 1 Дежневского завода строительных материалов. Интересную грань ее творчества представляют фотоальбомы ветеранского движения, красочно оформленные художницей. В свое время по просьбе односельчан Надежда Егоровна написала маслом портреты для надгробных памятников захоронения семьи изваильского партизана А.И. Уляшова, которые стали своеобразной достопримечательностью деревни Изваиль.
Н.Е. Воробьева очень активно выставляется в коллективных и персональных выставках, и не только в родной Ухте, но и за пределами Республики Коми. В 1977 г. она принимала участие в выставке-конкурсе, посвященном 60-летию образования СССР при Заочном народном университете в Москве. Среди последних значимых событий, представляющих ее творчество на всероссийском уровне – персональная выставка в Постоянном Представительстве Республики Коми в Санкт-Петербурге (2016), а также участие в Московском Международном фестивале наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив-2010». Две картины Н.Е. Воробьевой экспонируются в Московском Музее современного искусства на выставке «Сотворение мира», открывшейся 2 февраля 2017 г. в рамках V Московского международного фестиваля наивного искусства.
2017г.
Аннотации к картинам составлены на основе текстов Н.Е. Воробьёвой с сохранением
стилистических особенностей речи автора
Открыватели Центра коми культуры. 1999. Оргалит, масло. 95×140
Картина сложная по композиции и колориту. На ней изображены конкретные люди, люди с беспокойными сердцами, открывшие в русскоязычном городе Центр коми культуры (17 сентября 1994 года): Бушенёв Владимир Иванович – мастер по бересте, Альбова Наталья Владимировна – методист, Соколова Галина Фёдоровна – художественный руководитель Бушенёва Татьяна Николаевна – директор, Батманова Жанна Александровна – балетмейстер, Соколов Владимир Иванович – аккомпаниатор. Кроме сотрудников мы видим активистов и помощников Центра: это Канева Анна Никифоровна – кандидат исторических наук, вела летопись становления и развития ЦКК; Тимушев Александр (Ас Морт) – художник, помогал оформлять Центр; Соколов Александр Иванович – участник квартета «Нёль сьöлöм» («Сердца четырёх»). На переднем плане на скамейке сидит сама художница – Воробьёва Надежда Егоровна. А рядом с ней стоит … кукла. |
||||||||||||||||
Зарни ань (Золотая баба). 2009. Фанера, масло. 115×117
В 1977 году Н.Е.Воробьёва посетила Новоафонскую пещеру. Это событие стало толчком для создания картины. Художница много размышляла о судьбах своего народа до и после христианизации. Изучив письменные источники о древних верованиях коми, художница попыталась воссоздать эпизод жертвоприношения Зарни Ань (Золотой Бабе) – одному из главных божеств коми. Древний идол предстаёт перед нами в виде женщины с ребёнком (именно с ребёнком изображена Зарни Ань на одной из средневековых карт Московии). Поместив свою героиню на пьедестал, художница подчёркивает её божественное начало. И в то же время в её облике мы угадываем простую, земную женщину – мать: именно так – в платке, в одеянии до пят могла выглядеть коми женщина в те далёкие времена. А золотой цвет одеяния соответствует самому названию божества. Первоначально вход в пещеру – кумирницу был обрамлён только драгоценными камнями, символизирующими богатства недр коми земли. Данила-мастер и Хозяйка Медной горы появились позже: Надежда Егоровна дополнила картину героями Павла Бажова по совету своего сына – художника. «Что будет с этим народом?» – вторят сказочные герои размышлениям художницы. |
||||||||||||||||
Триптих по сказочному сюжету о Пере – богатыре и Зарани |
||||||||||||||||
И смотрит Зарань на землю. 1997. Оргалит, масло. 46,5×60 |
||||||||||||||||
Встреча Зарани и Перы. 1997. Оргалит, масло. 66,5×82 |
||||||||||||||||
Потомки Перы и Зарани. 1997. Оргалит, масло. 46,5×60 |
||||||||||||||||
Давным-давно жили на небе бог Ен и его дочь Зарань. Подросла Зарань, скучно стало ей на небе. Просится у отца сходить на землю. Отец не разрешает. Смотрит Зарань на землю, а как туда ей спуститься? Тут увидела она Радугу – Öшкамöшка, которая пила воду из лесного ручья: «Радуга, Радуга, позволь мне по твоей спине с неба на землю сойти?» «Иди, – ответила Радуга. – Только спеши. Я, как напьюсь, сразу вернусь на небо». С тех пор Зарань стала следить за Радугой и однажды успела добежать до земли по её спине.
Только Зарань ступила на землю, услышала голос: «Кто ты такая?», и увидела молодого, высокого, красивого парня – это был охотник здешних мест Пера. Так они познакомились. Зарани на земле понравилось, и она осталась жить с Перой. От Зарани и Перы, говорится в сказке, произошли коми-зыряне и коми-пермяки. Потомки Зарани и Перы поселились и в верховьях Ижмы, построили тёплые дома – керки в своих деревнях, стали жить да поживать. В одной из таких деревень – в Изваиле (старое название Розьдiн) родилась Н.Е. Воробьёва. |
||||||||||||||||
Пачводз. 1992. Оргалит, масло. 64×85 |
||||||||||||||||
Этнографическая, жанрово-бытовая картина. Изображена «женская» половина коми избы пачводз – пространство перед печкой. На переднем плане висят красные занавески, служащие вместо перегородок между кухней и комнатой. Красный цвет придаёт праздничность, уют и тепло. Обычно занавески закрывались. А тут хозяйка, прибравшись на кухне, вышла куда-то на минутку, предоставив нам возможность заглянуть в «женскую» половину избы, где центральное место занимает русская печь. К стенке приделаны полки в два этажа – так называемые «залавки» для хранения посуды. В традиционной коми избе «залавка» – обязательный элемент кухни. Это деревянный шкафчик, обычно с дверцами. Изображена кухонная утварь, посуда, которая была в каждом доме. Посуду делали из глины, бересты, дерева. Для хранения мисок, тарелок, плошек, черпаков, ложек служили навесные полочки. В кухне прибрано, всё уложено на свои места. На пол постелены домотканые половики. Перед кадушкой с водой на стульчике устроился кот. Присутствие кота создаёт уют и спокойствие. | ||||||||||||||||
Войпук (Посиделки). 1989. Холст, масло. 75×115 |
||||||||||||||||
Этнографическая, сложная, многофигурная композиция. Интерьер избы скопирован с отцовского дома художницы в д. Изваиль.
Долгими, зимними вечерами молодёжь коми деревни собиралась у каких-нибудь стариков на посиделки. К такому вечеру молодёжь приносила дрова, кое-что из еды или продукты, чтобы хозяйка смогла приготовить ужин. За ужином не было никаких спиртных напитков, были молочные продукты или чай. Первыми собирались девушки – занимались рукоделием: пряли, вышивали, вязали. Потом приходили молодые люди, и начиналось веселье. Как только начинали играть музыканты, девушки бросали рукоделие и пускались в пляс. На картине веселье в полном разгаре. Девушка – веселуха отложила вязание и выбежала в круг. Парнишка не удержался, оставил свою девушку и тоже пустился в пляс, заставив её поволноваться, а, может, и поревновать: та аж привстала, прижав руки к груди. Осуждающе смотрит на неё девушка в голубой кофте: «Нечего, мол, ревновать!» Хозяин – дед сидит, вспоминая свою молодость. Хозяйка собирает на стол ужин. Дети, как правило, находятся на полатях. |
||||||||||||||||
Домашнее задание. 1997. Оргалит, масло. 59×93 |
||||||||||||||||
В многодетных коми семьях родители давали возможность детям быть самостоятельными – не понукали, не напоминали лишний раз об их обязанностях по дому. Так было и в большой семье художницы.
На картине показано послеобеденное время: дети пришли из школы и делают уроки. За столом сидит старшая сестра (именно сестра – у неё длинная коса, а мать собирала волосы в пучок), она что-то пишет и объясняет младшей сестре. В углу у мальчишки тоже что-то не получается, и он ждёт своей очереди – когда старшая сестра освободится. Старший брат делает уроки самостоятельно – ему помощь не нужна. Маленькая девочка в красном платьице, услышав разговор сестёр, бросает куклу и пытается взглянуть на них, поднявшись на цыпочки. Младший мальчик бросил портфель под скамейку и занялся любимым делом – рассматривает книжку с картинками. На это с недоумением реагирует кот – почему мальчик не играет с ним в мяч? Четвёртая сестра также учит уроки, но ей досталось ещё и убаюкивать малыша в колыбельке. Но малыш и слышать не хочет о сне: ему любопытно наблюдать, кто чем занимается. В комнате чистота и порядок. К приходу родителей с работы все уроки будут сделаны – родители будут довольны |
||||||||||||||||
Избу моют. 1995. Оргалит, масло. 59×79,8 |
||||||||||||||||
Этнографическая, бытовая картина. Комната изображена с натуры избы-пятистенки (д. Изваиль).
В коми деревнях была традиция мыть избу изнутри. Избу мыли после посадки картофеля, когда от него освобождался подвал. Если в семье много людей, то справлялись своими силами. Если нет, то приглашали соседей. Мыли женщины, мужчины были на подхвате. Все помещения, в том числе коридор (керкаводз) и крыльцо, мыли в один день. Иногда женщины пели во время работы. После завершения работы мылись в бане и ужинали. На картине изображена сцена мытья помещения. Слева женщина моет окно. В центре две женщины моют потолок: одна веником трёт, другая тряпкой. Молодой человек заносит ведро с горячей водой. Бочка закрыта тряпкой, чтобы вода дольше не остывала и туда не попала грязь. Мытьё дома считалось очень важным делом: смывалась вся грязь и начиналась новая жизнь. |
||||||||||||||||
Невесту привёз. 1993. Оргалит, масло. 70х100 |
||||||||||||||||
Жанрово-бытовая картина, сложная по композиции и содержанию. Свадебный обоз остановился возле амбаров, чтобы выгрузить мешки с продуктами. И тут же начались смотрины невесты. Обычно на смотрины собирались жители деревни и обсуждали невесту. В роли «смотрящих» на картине выступают дети – родственники жениха. На улице зима, холодно. А жених и невеста скинули с себя шубы – мол, смотрите. Невесты на смотринах ведут себя обычно робко – стоят, опустив головы. Но здесь не тот случай: невеста с характером, горда, красива и одета по-городскому. Невеста обычно надевала сарафан, а здесь на девушке кофта с юбкой. Жених выдвинул невесту немного вперёд, а сам придерживает её обеими руками, боясь, как бы она чего не выкинула – должно быть, за долгую дорогу он узнал её характер. Видно, что он доволен выбором – невеста видная, да к тому же с богатым приданым. На санях швейная машина, сундук с накинутым на него большим цветным платком, большой узел с вещами, перина, живые овцы, к саням привязана корова. Мужик переносит с саней мешки с мукой или зерном в амбар. Невеста привезена из другого селения. Раньше в одном селе почти все были родственниками. Поэтому невест для своих сыновей родители сватали в других деревнях. Свадьбы обычно играли зимой, когда устанавливался санный путь.
Деревня, куда привезли невесту, находится далеко от крупных населённых пунктов, но и там идёт жизнь. На третьем плане изображена женщина, несущая воду. А где вода – там и жизнь. |
||||||||||||||||
Кедва. Лесование. 2002-2003. Оргалит, масло. 85×90
|